Весной 1990 года в Запорожье приезжают сразу два коллектива, имеющих «всесоюзную» славу. Речь идет о группе «Кино» и ее легендарном лидере Викторе Цое, а также «Ласковом мае» с Юрием Шатуновым. О втором коллективе и его концертах в Запорожье мы поговорим в другой раз, а сегодня речь пойдет о первом коллективе. Вообще рубеж 1980-х и 1990-х годов выдался крайне удачным для запорожских меломанов. В тот период в Запорожье приезжали и «Наутилус», и «Аквариум», и «Черный кофе». Из зарубежных исполнителей можно вспомнить Иена Гиллана, Nazareth и Smokie. Но все же, вернемся к безусловному кумиру тех лет.
Прежде чем рассказывать о концерте, стоит немного ввести в курс дела. Сегодня уже сложно себе представить тот статус, в котором находилась группа «Кино» на то время. В этот период Виктор Цой уже давно вырос из статуса рок-исполнителя из Ленинграда. Если еще 4 года назад он был известен разве что фанатам рока, то теперь это была настоящая суперзвезда.
Редкий мальчишка (впрочем, и среди женской половины фанаток хватало) в те годы не имел кассеты (или бобины) с записью альбома «Группа крови», вышедшего в 1988 году. Он распространялся как легально, так и нелегально на всевозможных носителях. Песни «Война» и «Группа крови» тогда звучали из каждого дома, и Запорожье тут совсем не было исключением. Не меньшей популярностью пользовались и другие песни альбома, а также более раннее творчество группы.
Очень серьезно добавили популярности группе съемки ее лидера в кино. Первым фильмом стал «Асса», где Цой сыграл по сути самого себя – музыканта. Роль у него там была не очень масштабной, но общий успех фильма и финальной песни Цоя в конце («Мы ждем перемен») дал серьезный толчок росту популярности и самого Виктора, и группы «Кино». Кроме того, сама песня воспринималась как призыв чуть ли не к революции. Ведь в Советском Союзе в те годы уже вовсю шла так называемая горбачевская «перестройка», которая породила небывалое свободомыслие в обществе. Люди стали говорить на такие темы, о которых раньше и подумать-то было боязно. Поэтому энергичная песня Цоя воспринималась как призыв к изменениям в стране и обществе. Правда, сам Цой в позднейших интервью признавался, что такого смысла он в песню не вкладывал.
На пик популярности Цой вышел после съемок в другом фильме, который назывался «Игла». В нем затрагивались многие актуальные для общества тех лет проблемы – коррупция, организованная преступность, наркомания. У Цоя в этом фильме была главная роль. Его герой по имени Моро был настоящим идеалом романтического и мужественного персонажа. После выхода фильма Цой обрел действительно всесоюзную известность.
К 1990 году Цой уже сотрудничает с продюсером (правда, слова такого в СССР еще никто не слышал), Юрием Айзеншписом. Именно Айзеншпис организовывает концертный тур по территории всего Советского Союза. До этого группа уже побывала за границей – во Франции. Сам Цой в прошлом, 1989 году, был признан лучшим актером Советского Союза.
Вот в этом серьезном статусе группа в марте 1990 года и прибывает в Запорожье. Запланировано было 6 концертов в течение трех дней, по два концерта в день. Жили гости в гостинице «Интурист», а заезжала за ними роскошная даже по тем временам «Чайка».
Читайте также: Запорожский «Интурист»: каким он был после открытия
Первый концерт состоялся там же, где и все последующие – во Дворце спорта «Юность». Отбоя от желающих не было, притом что многие узнавали о концерте из третьих рук. Афиши даже в те годы читали далеко не все. Это и породило некоторое недопонимание в начале концерта.
На «разогреве» выступали другие, менее известные исполнители. Среди них была, кстати, и запорожская группа под названием «Акция». Тем не менее, все они никак не впечатлили публику и многие зрители уже начали говорить, что их обманули и Цоя не будет. Другие, не особенно знакомые с творчеством группы, считали что группа уже выступает и ничего особенного в ее песнях нет.
Но тут на сцену вышла группа «Кино». Музыканты были все одеты в черную одежду. Особенно ярко на этом фоне смотрелась белая гитара Washburn EA, на которой играл сам Виктор Цой. Его фигура активно подчеркивалась освещением, выделявшим музыканта на сцене. Играл тогда классический состав группы: Юрий Каспарян и Игорь Тихомиров, барабанщик Георгий Гурьянов. К тому времени инструменты в группе были на очень высоком (как для СССР) уровне, гитары были зарубежного производства. Их удалось «достать» в том числе и благодаря супруге Каспаряна, американке Джоанне Стингрей.
Увидев музыкантов, толпа попыталась прорваться к ним. Предвидев подобное развитие событий, путь зрителям и фанатам преградила цепь милиционеров. Цой обратился к стражам правопорядка с просьбой не применять насилие, но без него не обошлось. Давка была «неслабая», и без применения дубинок все-таки не обошлось. Но, бывало в те времена и похуже. Толпа ревела и бесновалась, размахивала флажками, футболками и вообще чем придется. Что удивительно, сами музыканты играли спокойно и, как казалось, совершенно не обращали внимания на происходящее.
В ходе одного из концертов Виктор Цой получил неожиданный подарок. На сцену вышел один из фанатов и собственноручно одел музыканту на шею большую цепь. Удивительно, как этому человеку разрешили так близко подойти к звезде. Зал пел все песни вместе с музыкантами, и это хоть частично компенсировало отвратительное качество звука. Аппаратура в «Юности», конечно, подкачала.
Читайте также: ДК Днепроспецсталь: история и современность главной концертной площадки Запорожья
Многие из фанатов пытались прорваться за кулисы и пообщаться с музыкантом. А если повезет – то и взять автограф. Удавалось это немногим. Автографы Цой оставлял на чем придется. Так, в 2019 году в Запорожье продавали клочок концертной афиши, на котором оставил свой автограф Виктор Робертович. Оценивался автограф в 50 тысяч гривен.
Небольшое интервью удалось взять журналисту Эдуарду Бобровицкому и его помощнице Алине Солошенко. Цой ответил на несколько вопросов, касавшихся его творчества и съемок в кино. Лучше всего характеризуют артиста слова, сказанные им о деле его жизни. Приведем цитату полностью:
«Вопрос: — Что сложней – выступать на концерте, или перед камерой работать?
Ответ: — Это разные вещи. Для меня не является сложным ни то, ни другое. Я выхожу на съемочную площадку, выхожу на сцену…
Вопрос: — Примерно одинаково?
Ответ: — Не примерно одинаково. Но мне не приходится никаких над собой делать для этого усилий. Я иду заниматься любимым делом.»
В интервью Виктор признался, что планирует работать в кино и дальше. Он собирался сняться еще как минимум в одном фильме, правда не стал говорить о чем он, и к какому жанру относится.
Небольшие диалоги были у Цоя и с несколькими другими людьми. Как все вспоминали, вел себя артист дружелюбно, никому не грубил и не «включал звезду». Это даже для тех лет было не типично, а вспоминая сегодняшних «звезд», то и вообще кажется фантастикой.
Читайте также: Запорожье кинематографическое: 10 фильмов и сериалов, снятых в нашем городе
Последний концерт группы состоялся 25 марта, в воскресенье. После этого группа отправилась в Киев, в котором и закончился весенний тур. По сравнению с Запорожьем, в Киеве фанаты вели себя куда агрессивнее – они даже ворвались в отель, где жил Цой, и тому пришлось экстренно покидать гостиницу, во избежание проблем.
К сожалению, больше Виктор ни разу не выступал в Запорожье. Не суждено было сбыться и его планам на жизнь и творчество. В том же 1990 году, 15 августа его белый «АЗЛК-2141» на латвийской дороге вылетел на встречную полосу и врезался во встречный автобус «Икарус». Виктор Цой погиб на месте, шансов выжить у него не было.
Гибель музыканта породила немало конспирологических теорий. Многие из них дошли и до нашего времени. А в Запорожье, как во многих городах Союза, появилась надпись «Цой жив». Ее оставили в подземном переходе на Сталеваров. А некоторые из запорожских фанатов даже специально отправлялись в Ленинград, чтобы побывать на могиле кумира. В те годы там даже работал небольшой палаточный городок, в котором жили поклонники группы «Кино».
Комментирование закрыто.