В наше время сходить на новинки мира кино не представляет никаких проблем. Заходим в Интернет, выбираем место, оплачиваем билет и приходим к назначенному времени. Но каких-то тридцать лет назад все было совсем иначе, и увидеть действительно интересный фильм в кино было довольно сложно. Почему так сложилось, где запорожцы знакомились с кинохитами того времени и сколько это стоило – мы напомним сегодня.
Появились данные заведения в 1980-х годах. Конечно, кинотеатров тогда в Запорожье было довольно много, поэтому попасть на киносеанс проблемы никакой не было. Но вот с выбором фильма все было гораздо сложнее. Что в основном снимали советские киностудии? Унылые и скучные ленты о производстве и рабочих коллективах, в которых персонажи были абсолютно типичными и узнаваемыми. В ту пору кинотеатры были подотчетны государственным органам, и выбирать репертуар самостоятельно не могли.
Именно поэтому немногие остросюжетные фильмы на необычные темы становились настоящими кинохитами. Например, пресловутые «Пираты XX века», «Экипаж», и дилогия про десантников – «В зоне особого внимания» и «Ответный ход». Также популярностью пользовался фильм «Одиночное плавание», который и позиционировался как советский ответ «Рэмбо». Правда, до американского зеленого берета советскому майору Шатохину (Борис Ножкин) в плане заработанных «фрагов» было все же далеко, герой Сильвестра Сталлоне куда охотнее уничтожал экранных врагов.
Читайте также: Забытый «Космос», или история одного кинотеатра в Запорожье
В общем, зритель требовал чего-то нового и необычного. Официальная киноиндустрия предложить этого не могла. Но спрос всегда рождает предложение, и на арену вышли видеомагнитофоны. Они позволяли смотреть фильмы тогда, когда хочется и сколько угодно раз. Дело было за малым – купить дефицитную технику и раздобыть еще более дефицитные видеокассеты с нужными фильмами. Правда, стоили видеомагнитофоны тогда ой-ой…
По госцене купить видеомагнитофон «Электроника» тогда мало кто мог, они были страшным дефицитом. Их, как правило, покупали «с рук». Что уж говорить о западных моделях, впрочем, в Запорожье их поначалу было очень мало. Условный Grundig и Panasonic иногда меняли на машину, или вообще на квартиру. Да-да, и не удивляйтесь – ведь капитализм уже вступал в свои права на территории СССР. Люди начинали понимать, что «видик» дает неплохую возможность заработать. Ведь можно было разрешить смотреть свою видеотеку за деньги всем желающим, и брать с них за это деньги. Таким образом, можно было легко заработать не на одну квартиру или машину.
Достоверно неизвестно, кому из запорожских дельцов впервые пришла в голову идея открыть платный видеосалон. Можно лишь сказать, что появился первый видеосалон примерно в середине 1980-х. Пальму первенства оспаривают видеосалон вблизи вокзала Запорожье-1, а также в подвале дома на проспекте, на пересечении с ул. Михаила Гончаренко (тогда – улица Панфиловцев).
С этого момента видеосалоны начинают расти как грибы после дождя. Практически в каждом квартале был свой видеосалон. Были даже «ведомственные» видеосалоны, в которых фильмы показывали только для сотрудников того или иного учреждения. Например, был такой видеосалон на 5-м этаже Запорожского индустриального института. Похожие были на территории других учебных заведений, и вход туда был только для избранных.
Но большая часть людей посещала общедоступные видеосалоны. Размещались они в дворцах и домах культуры, подвальчиках. В кинотеатре-самолете в парке Трудовой славы для детей показывали мультфильмы. Именно тут многие впервые посмотрели «Тома и Джерри». Был видеосалон даже в гостинице «Интурист».
Репертуар видеосалонов был крайне разнообразным. Все зависело от дня недели. Вопреки расхожему мнению, работали они не круглосуточно, хотя и допоздна. Обычно, если видеосалон работал с утра, то там показывали мультфильмы. Советских «мультиков» тут не было, крутили только «Тома и Джерри», «Утиные истории» и «Хи-Мен». Детвора всегда клянчила у старших деньги на просмотр мультфильмов, поэтому это была важная статья доходов.
Днем показывали так называемые «гонконгские боевики». Единственным достоинством всех этих фильмов было то, что там можно было наблюдать восточные единоборства. Качество видео было отвратительным, звук тоже – но это было совсем неважно. Зато можно было (как казалось) подсмотреть секретные приемы, которые однозначно помогут в схватках между соседними дворами, районами (или за старшинство в своем классе). Иногда шли и приключенческие фильмы, например о Тарзане или Индиане Джонсе.
Но гарантировать полную загрузку зала могли только голливудские боевики. Тогда и взрослые, и дети были отлично знакомы с ролями Сильвестра Сталлоне, Арнольда Шварценеггера, Чака Норриса и Жан-Клода Ван Дамма. Также популярностью пользовались Стивен Сигал и Джеки Чан, как мастера единоборств.
После просмотра того или иного боевика еще долго не утихали разговоры об увиденном. На занятиях в школах и институтах, на обедах в столовых только и было слышно об этом. Зрители всерьез верили, что герой Арнольда нес полновесное огромное бревно и бензопилу впридачу (на самом деле это был муляж), или что Ван Дамм действительно использует реальные приемы из единоборств. Ох, как приходилось об этом сожалеть тем, кто попытался применить их в реальной жизни…
Чем позже, тем откровеннее становились фильмы. Постепенно от эротических, они становились больше похожими на порно. Правда, когда о предстоящем фильме только рассказывали, то все разговоры могли совершенно не соответствовать действительности. Та же «Греческая смоковница», за которую при Союзе можно было получить три года реальной тюрьмы, по современным меркам больше похожа на эротическую комедию. впрочем, иногда действительно можно было увидеть «ленты» с каким-нибудь Роном Джереми или его коллегами по порноактерскому цеху.
Читайте также: Запорожье кинематографическое: 10 фильмов и сериалов, снятых в нашем городе
Цена в большинстве салонов была стандартная – один рубль. За этот рубль можно было побывать на одном сеансе. Иногда практиковались акции – за полтора рубля можно было посетить сразу два сеанса.
Были и сеансы с большей стоимостью. Но более высокая цена предполагала дополнительный сервис. За 5 рублей Вы получали бутылку безалкогольного напитка или травяной чай. Но это было скорее исключением, в основном граждане расставались именно с 1 рублем.
Достаточно высокая цена просмотра компенсировалась качеством лент. В основном фильмы были действительно кинохитами, на которые желающих не было отбоя. Но иногда случались и казусы. Например, однажды в киносалоне на улице Мира произошел такой случай. Должен был идти мультфильм, но кассету зажевал видеомагнитофон. В итоге решили поставить то, что было под рукой. В зале было два милиционера, половина из присутствовавших – дети. И вся эта пестрая компания смотрела за приключениями сексуально раскрепощенной немки из «Греческой смоковницы» )
Вообще, случаи с жеванием пленки были нередкими. Именно поэтому анонсы далеко не всегда соответствовали реальным фильмам на показе. В советские годы даже ходил такой анекдот:
Встречаются советский «видик» и японский. Советский спрашивает:
– Есть кассета?
– Да, а что?
– Дай пожевать!
Также были смешные моменты с фильмами ужасов. Подобные фильмы были в абсолютную диковинку. Многие зрители (особенно женщины и девушки) приходили в панический ужас от увиденного. Некоторые потом даже отказывались в темноте выходить на улицу в одиночку. Тем более что в Запорожье в ту пору уже появились свои маньяки.
Впрочем, эра видеосалонов ушла довольно быстро. Похоронили ее два фактора, появившихся практически одновременно. Первым стало распространение кабельного телевидения. По «кабельным» каналам можно увидеть многие интересные фильмы за меньшую цену, притом в лучшем качестве. Кстати, одним из крупных минусов видеосалонов была необходимость всем дружно смотреть один телевизор с как правило, очень плохим звуком.
Вторым фактором стал телеканал «Хортица». Он, среди прочего, показывал голливудские фильмы. Естественно, делалось это на все тех же пиратских условиях и без всякой покупки лицензии. Зато просмотр фильма был абсолютно бесплатным, что обеспечивало каналу широкую аудиторию, и одновременно – отток зрителей из видеосалонов.
Видеосалоны стали в своем роде могильщиками советской системы кинопроката в Запорожье. От советских времен остались лишь несколько кинотеатров, да и те в основном дышали на ладан. Но и сами подвалы и залы с телевизорами и видеомагнитофонами просуществовали недолго. Наступала новая эра.
Комментирование закрыто.