Римско-католическая церковь представлена в Запорожье одним храмом, но история общины насчитывает уже более сотни лет. В ее истории было все: и борьба за свои права, и аресты ее участников, и последующее возрождение уже в наше время. А заодно сегодня Вы узнаете, какое отношение имеет к запорожскому храму сам Папа Римский.
Католиков в Александровске было относительно немного, поэтому долгое время в городе не имелось постоянного храма. Для богослужений приезжал ксёндз из Екатеринослава (ныне Днепр). Но бывало это не так часто, как хотелось бы. Люди были вынуждены ездить в тот же Екатеринослав или в Харьков для удовлетворения своих духовных потребностей.
Постепенно понимание того, что городу необходим свой храм, нарастало. В 1902 году верующие обратились к городским властям с просьбой выделить участок земли под строительство храма. Управа предложила на выбор 3 различных варианта, по итогу предпочтение отдали пересечению улиц Крепостной и Гоголевской (сегодня ул. Фортечная и Гоголя соответственно). В итоге участок был продан общине по льготной цене.
Постепенно община увеличивалась, и потребовалось расширить участок. Денег на это у прихожан не было, поскольку преимущественно в общину входили ремесленники и рабочие, а не состоятельные люди. Поэтому пришлось опять связываться с городской управой и просить уменьшить сумму оплаты за участок. В итоге требование было удовлетворено, при этом была оформлена рассрочка на 5 лет под 6% годовых.
Годы революции не пощадили общину. Большая часть верующих или погибла, или эмигрировала во время Гражданской войны. К 1924 году в Запорожье насчитывалось всего 66 католиков.
Читайте также: Разрушенные храмы Запорожья: 3 церкви, сохранившиеся только на фотографиях
В 1924 году в католическую общину города входили немцы, поляки и армяне. У общины имелся свой молитвенный дом. Но существовать сама по себе в советских реалиях она уже не могла, и подлежала обязательной регистрации. Кроме этого, в том же году духовенство и члены общин направили в контролирующие органы заполненные анкеты с фотографиями (в 2 экземплярах). Таково было обязательное требование властей.
Для этого нужно было обязательно утвердить устав общества. Этот процесс искусственно затягивался, и лишь осенью 1925 года ответственные за выдачу устава чиновники дали разрешение на его принятие. Но даже после этого костел лишь сдавался верующим в аренду на основании специального договора. Аренда была бесплатной, но на верующих возлагались обязанности по сохранению самого здания и имущества в нем.
В конце 1920-х годов наблюдается некоторое увеличение числа членов общины. Это объясняется тем, что некоторые люди перестали скрывать свои религиозные убеждения и решили вновь посещать богослужения. Они проводились приезжающими из Днепропетровска ксёндзами. Но, как показали дальнейшие события, рано было думать об «оттепели». Уже в 1930 году костёл был закрыт, а здание передано под клуб.
Власти вели активную борьбу с религией. Взгляд их не прошел мимо католической общины. Поскольку почти все ее члены были родом из Польши, Литвы и других государств, запорожские чекисты принялись «шить» дела. Например, главу запорожской общины Станислава Якшту в 1937 году обвинили в «шпионаже в пользу фашистской Польши». Через несколько дней после ареста Станислава Иосифовича чекисты пришли и к его брату Куприяну. Тот тоже был арестован.
Читайте также: Лондон, Маяковский и Ахматова: трагичная история запорожского Дома малютки
После скорого следствия, на котором оба брата признали свою «контрреволюционную деятельность», уже в середине октября подготовили приговор. Два невиновных человека были приговорены к расстрелу, приговор незамедлительно привели к исполнению. Судьба других членов общины была немногим лучше. Большая часть или была «осуждена по первой категории» (расстреляна), или отправилась в лагеря ГУЛАГа на 8-10 лет.
Жена одного из братьев Якшта пыталась навести справки о судьбе мужа. Оперативник КГБ, выяснив все подробности дела, дал ответ что ее муж умер от «цирроза сердце» в лагере аж в 1942 году. А окончательно реабилитировали всех этих людей только в конце 1980-х годов. Тогда же и прояснилась действительная судьба репрессированных.
Читайте также: Запорожье тюремное: знаменитые «клиенты» запорожских тюремных камер
После войны католическая церковь в Советском Союзе была не в фаворе. Некоторое время во всей Украине насчитывалось всего 12 церквей римско-католического обряда, и это со всеми западными областями, где данная конфессия имела куда большее распространение.
Лишь с падением коммунистического режима стало возможным не скрывать своих религиозных убеждений и спокойно отправлять все богослужения. В 1993 году в Запорожье приезжает католический священник, Ян Собило. Поначалу была выстроена часовня святого Павла. Строили ее сами прихожане. Место по постройку было также выкуплено в частном порядке.
В 1997 году Ян Собило был принят самим Папой Римским Иоанном Павлом II. Встреча была организована секретариатом главы католической церкви. В том же году было выделено место под строительство полноценного храма в центре Запорожья. 5 апреля 1998 будущую строительную площадку освятили.
В декабре 1998 Папа Римский освятил краеугольный камень будущего храма, который привезли из базилики святого Петра в Риме. А уже в 2004 году строительство было завершено. На открытии, кроме ряда духовных персон, присутствовали представители властей Запорожья а также генеральный консул Польши в Украине.
Находится храм на территории парка Пушкина. Назван он в честь Бога Отца Милосердного. Сегодня храм – центр культурной и духовной жизни. Здесь проводятся встречи прихожан, молодежные мероприятия, работают медицинский центр и приходская библиотека. Кроме того, для малоимущих и бездомных организовывается благотворительная столовая.
I don’t think the title of your article matches the content lol. Just kidding, mainly because I had some doubts after reading the article.
[…] на кошти католиків у 1795 р. Стрімке зростання католицького населення спричинило рішення міської влади про […]
Thanks for sharing. I read many of your blog posts, cool, your blog is very good.
[…] Виходячи з етичних міркувань і зважаючи на те, що дії «поляків» місцева громадськість розглядає «крізь збільшувальне скло», Ігнатій Ігнатович, випереджаючи можливе непорозуміння та негативну реакцію, вирішує збудувати спочатку саме православну церкву, а потім уже й католицький костел. […]
[…] Завдяки зусиллям священика при римо-католицькому костелі в Одесі відкрилася україномовна школа, на […]
You actually make it seem really easy with your presentation but
I to find this matter to be really one thing that I think I would never understand.
It sort of feels too complicated and extremely huge for me.
I am taking a look forward for your next put up, I’ll
attempt to get the cling of it! Lista escape roomów
Very excellent info can be found on web site.?
[…] Певною мірою це зумовлено лояльним ставленням до католиків з боку місцевої влади. Зокрема, генерал-губернатор […]
[…] та бароко. Це один із найбільших і найрозвиненіших католицьких монастирських комплексів в Україні, який відіграв […]