Имя Владимира Высоцкого до сих пор связывают с широким распространением такого жанра, как авторская песня. Его хриплый голос в свое время звучал чуть ли не из каждого окна. Как и во всей стране, в Запорожье число его поклонников при жизни певца (да и в советские годы) исчислялось десятками тысяч. Но в основном в те годы с певцом знакомились «заочно», через пластинки и записи на бобинах. Когда же стало известно о предстоящие гастролях в Запорожье, в городе началось настоящее помешательство.
Песни Высоцкого были не о Родине, долге и партии – а о жизни простых людей. Он касался всего: бытовой коррупции, политизированности общества, дефицита всего и вся. Отдельной строкой проходила военная тема, но и там речь шла о непростой судьбе простых солдат и горечи утрат боевых друзей, а не о роли партии и великой победе.
Один из западных авторов описывал феномен Высоцкого следующим образом: «…московский актер Высоцкий, неофициальный кумир всего Союза. Его песни были выдержаны в самом традиционном русском стиле – это были заунывные и горькие песни воров и заключенных. Он аккомпанировал себе на семиструнной русской гитаре, игре на которой нетрудно выучиться. «Магниздат», кассетный аналог «Самиздата», записывал и распространял каждую его песню. Высоцкий, еще не старый, смертью закрепил свою славу. Он довел себя пьянством до разрыва сердца. Советское же радио пичкало слушателей бессмыслицей вроде «Я люблю тебя, жизнь, я люблю тебя снова и снова» – и людям хотелось заткнуть уши. Ни одному народу в мире не были так нужны песни, выражавшие его душу, как русским. И вот после семидесяти лет социализма блатные песни стали подлинным гимном Советского Союза.».
Конечно, это впечатление нельзя считать полностью верным. У Высоцкого были далеко не только песни о воровской жизни, но и о простом быте. Но во многих из них он либо высмеивал советскую действительность, либо описывал те проблемы и вопросы, которые были близки простым людям. Ряд песен содержал в себе яркий, можно даже сказать вызывающий, протест. Например, песня «Охота на волков» – она ведь не про волков, она про людей, которые всю жизнь живут под флажками…
Кроме песен, Высоцкий был еще и довольно известным актером. Он снялся в ряде известных в то время фильмов. Кстати, по сюжету певец нередко исполнял свои песни. С одной стороны, это поднимало рейтинг фильма (ведь тогда люди шли в кино во многом из-за конкретных актеров), а с другой – давало возможность Высоцкому прославиться еще больше.
Читайте также: Как в Запорожье штурмовали «Юность» и причем тут Виктор Цой
В 1975 году в Запорожье снимают часть сцен фильма «Единственная». В нем, среди других актеров, снимался и Владимир Высоцкий. По официальной версии, все сцены с ним были сняты в павильонах Ленфильма, и в наш город Высоцкий тогда не попал. Но есть и другие сведения.
Например, звукорежиссер картины в одном из интервью рассказывал, что однажды съемочную группу не хотели пускать в ресторан. Тогда вперед вышел Высоцкий, рассчитывая на свою известность. Он к тому моменту привык, что его имя открывает все двери. Но швейцар не узнал артиста, и недолго думая ударил его по лицу.
Также приходилось слышать историю, что Высоцкий выступал в одной из запорожских школ. Якобы там училась дочь одного из партийных чиновников, и в подарок ей тот организовал визит популярного певца. Но никакими фотографиями или афишами данные рассказы не подтверждаются, поэтому верить или нет – личное дело каждого.
Полноценный же приезд Высоцкого состоялся в 1978 году. Тогда его ожидали как настоящего бога на земле. «Достать билетик»? Да что вы, с таким вопросом тогда можно было даже не обращаться. Выступления проходили в Дворце спорта «Юность» и в ДК ЗТЗ. Несмотря на это, многие запорожцы все же смогли купить билеты или добыть их через знакомых в профсоюзе. Зал всегда был забит полностью, люди даже стояли в проходах и позади кресел. Билет на концерт стоил всего 5 рублей.
Что любопытно, первый концерт состоялся с опозданием. Когда Высоцкий прилетел в Запорожье, до концерта в «Юности» оставалось еще довольно много времени. И тогда Высоцкому кто-то предложил выступить в соседнем Мелитополе, благо ехать было недалеко. Артист согласился, кто-то из чиновников начал говорить, что это не по правилам, мотивируя это тем, что Высоцкого уже ждут люди. Тогда Владимир сказал: «А в Мелитополе что, не люди живут?». Высоцкий дал в Мелитополе два концерта, и лишь потом отправился в Запорожье. Естественно, он опоздал на концерт в Запорожье, но тот все же состоялся.
Поначалу выступал кто-то из местных артистов, это был «разогрев», который несколько затянулся. Когда на сцену вышел сам Высоцкий, он прежде всего извинился перед зрителями за опоздание, и начал концерт. Его отличал какой-то природный магнетизм, публика сразу затихла и стала слушать его. Высоцкий вел себя спокойно, периодически обращаясь к залу небольшими репликами. Кроме того, он сразу предупредил, что сам не воевал, не участвовал в рекордах и не сидел, поэтому все его творчество – плод фантазии. Видимо, Владимира Семеновича уже порядком «достали» люди, писавшие ему письма с вопросом, где, сколько и за что пришлось ему «мотать срок». Иногда он что-то рассказывал о театре, спектаклях или съемках в кино.
Одет Высоцкий на концертах был по-разному. Иногда в черной или зелёной «водолазке», иногда в голубой рубашке. Неизменным его спутником была лишь гитара. Песни артиста приходили слушать все: от мала до велика, периодически к сцене подходили поклонники и передавали цветы. Высоцкий принимал подарок, искренне благодарил, иногда махал букетом, приветствуя зал. Он никому не отказывал и не отвечал грубо, но вот за кулисы к нему никого не пускали.
Читайте также: Ласковый май в январе, или как Запорожье впервые познакомилось с поп-музыкой под фонограмму
Всего за апрель 1978 года Высоцкий отработал в Запорожье 14 концертов. Это очень много для одного человека, тем более что пел он сам, а не под фонограмму. Отбоя от посетителей не было, многие приходили с магнитофонами для записи и тетрадками, в которые записывали песни. В один из дней Высоцкий даже дал четыре концерта в день, с перерывом лишь в один час между каждым из них.
В зале всегда присутствовали сотрудники КГБ. Их задачей было выявлять «неблагонадежных», следить за самим певцом. Они же старались изымать и магнитофонные записи, если замечали совсем уж открытую запись. Иногда это дело перепоручали милиционерам, но курировало все, безусловно, КГБ.
Зато фотографирование курировал сам артист. Снимать себя он разрешил только одному фотографу, запорожцу Вячеславу Тарасенко. Фотографу даже разрешили сидеть прямо на сцене во время концертов и снимать Владимира Семеновича. Жил Высоцкий в гостинице «Интурист», и некоторые поклонники даже пытались подкараулить артиста возле выхода.
Читайте также: Запорожский «Интурист»: каким он был после открытия
Высоцкий исполнял как хиты, так и не слишком известные песни. Среди хитов можно вспомнить «Высоту», «Давно уж смолкли залпы орудий», «Человек за бортом», «Я не люблю» и многие другие. Иногда артист даже позволял себе нарушить программу и пел то, что считал нужным. Это очень злило местных чиновников, которые тоже пришли на концерт, но сделать они ничего не могли. Им оставалось лишь наблюдать, потому что повлиять на Высоцкого было просто невозможно.
Несмотря на плотный график, нашел время Высоцкий и на то, чтобы заехать на Хортицу, увидеть ДнепроГЭС. Возили его и к запорожскому Дубу. Город певцу понравился, он говорил «если доживу, приеду еще». Но сбыться этому, увы, было не суждено.
Уже в 1980 году Высоцкого не стало, а его похороны стали не менее значимым событием, чем проходящая в те же дни московская Олимпиада. Влияние этого человека на общество было высочайшим еще при жизни, и его смерть на это практически не повлияла. Конечно, сегодня поклонников его творчества стало меньше, так как прошло немало времени, ушла та эпоха, о которой и пел Высоцкий. Но, думается, некоторые его песни могут быть актуальны и сегодня. Не зря на «кавер-концерты», посвященные творчеству Высоцкого, до сих пор приходят люди, в том числе и в Запорожье.
Комментирование закрыто.