Сегодня гостиница «Интурист» по-прежнему остается одним из главных зданий как на проспекте Соборном в целом, так и вблизи площади Фестивальной в частности. Хотя звание лучшей (или самой престижной) гостиницы города ей отдать уже нельзя, но это по-прежнему неплохое место для временного проживания или отдыха. А сегодня мы вместе вспомним, как выглядел Интурист после открытия.
В те годы большое внимание уделялось архитектурному ансамблю центральных площадей крупных городов. Среди таких городов оказалось и Запорожье. В ту пору между площадями Октябрьской и Фестивальной проходил проспект имени Ленина. Разумеется, что никаких случайных зданий здесь не было и быть не могло.
Читайте также: Три знаменитых отеля Запорожья: современность и эхо Советского Союза
Строительство закончили в 1972 году. Первыми гостями тут были делегаты съезда СЭВ, экономического объединения социалистических стран, своеобразного экономический аналог организации Варшавского договора. Проект здания был разработан в институте Укргорстройпроект. Авторами выступили архитектор С. А. Тульчинский и инженер В. Г. Шапильский.
При размещении гостиницы требовалось решить две задачи сразу. Первая состояла в архитектурно-планировочной плоскости, вторая в градостроительной. По итогу удалось успешно решить оба вопроса. Юго-восточную часть здания обрамили лоджиями, которые были призваны не только придать необычный вид пластике здания, но и создавать летом необходимый микроклимат в номерах.
Общественно-торговую часть выполнили в форме стилобата, а также оборудовали летнее кафе на крыше здания. Последнее служило одновременно и отличной обзорной площадкой с видом на Днепр, Хортицу и различные объекты города. В то же время ярко освещенный потолок кафе делал отель одним из интересных объектов в вечернее время. Таким образом, было не только любопытно смотреть с отеля на город, но и обеспечен отличный вид в обратном направлении.
Для отделки здания применили на тот момент современные варианты. Серо-синий и чёрный стемалит и алюминий должны были обеспечить не только красоту, но и долговечность конструкции.
На момент открытия в гостинице насчитывалось 70 одноместных, 203 двухместных, 7 полулюксов, 7 люксов, всего 287 номеров на 504 места. В каждом номере был душ, умывальник, унитаз. Имелось в отеле и оборудование для кондиционирования воздуха, автоматического тушения пожара, а также механизация для погрузочно-разгрузочных работ для учреждений питания.
В последних было предусмотрено 776 посадочных мест. Из них 300 отводилось на ресторан, 60 на банкетный зал, 40 на бар. Еще 88 людей могли посетить кафе, 68 кафетерий, 10 мест было в экспресс-баре. Летнее кафе наверху здания могло принять 150 посетителей. Отдельная столовая для персонала была рассчитана на 60 мест.
Жилые этажи отделывались в мягких теплых тонах. Полы были покрыты ковролином, а на стенах наклеены обои различных цветов. Вообще, цветовая отделка на каждом этаже была своя. Для санитарных и технических узлов использовали цветную керамическую плитку и декоративные пластмассы.
На потолках вестибюля, а также кафе, ресторана и баров использовалась алюминиевая перфорированная плитка и плитки минералотон. Это было сделано не только с эстетической целью, но и призвано улучшить акустику помещений. Также в оформлении применяли алюминиевые профиля для витражей, оргстекло, цветное стекло, гранит, мрамор и ценные породы дерева.
В центральном вестибюле можно было увидеть витраж, размещенный на оси главного входа. Композиция официально называлась «Мир». Изображение выглядело так: женщина с букетом цветов идет над земным шаром, обратив лицо к солнцу.
Нашлось в оформлении место и национальному колориту. На одной из стен бюро обслуживания разместили панно размером 3,5*6 метров. Посвящено оно было Запорожской Сечи. Представляло собой серию чеканных медных вставок, объединенных общей тематикой. Например, в центре композиции размещался щит. Он символизировал Сечь как защитника Родины от вражеских набегов. Слева имелась фигура казака-кузнеца с молотом, а справа – казака-воина. Фигуры символизировали мирный и ратный труд соответственно.
На остальных 24 вставках изображались как сами казаки, так и их быт. Конечно, картинки были несколько гротескными, но все же погружали посетителя в местный колорит. На боковых вставках можно было увидеть борющихся крылатых львов. Это, по замыслу разработчиков, было созвучно легендам и мифологии народов, живших на территории Запорожья в древние времена.
Танцплощадка в ресторане тоже была выполнена оригинально, как для тех времен. Пол состоял из поставленных на ребро и склеенных эпоксидным клеем пластинок стекла. Снизу все это подсвечивалось. Рядом с танцплощадкой размещался и экспресс-бар, отделенный ажурной перегородкой. Потолок банкетного зала состоял из сферических алюминиевых чаш.
Сравнивать тот запорожский «Интурист» с современными гостиницами бессмысленно. Гораздо лучше обратиться к тем временам, в которые он создавался. Примерно в те же годы была построена киевская гостиница «Либідь» и отель «Интурист» в Харькове.
Так вот, мест в номерах в запорожской гостинице было столько же, сколько и в киевской (напомним, их было 504). В Харькове мест было на два меньше. И это при том, что оба конкурента были 17-этажными, а наш отель был 11-этажным.
Читайте также: Достопримечательности: что посмотреть в Запорожье за один день
Если пересчитать жилую площадь в расчете на единицу вместимости, то получается, что в Запорожье этот показатель составил 7,7 квадратных метров. В Киеве и Харькове цифры были хуже – 7,2 и 7,1 соответственно. В количестве торговых мест запорожский отель уступал Харькову ( 776 против 807), но превосходил киевский отель (723).
Если же посчитать стоимость на единицу вместимости, то и тут запорожский отель был на высоте. В нашем городе эта сумма составила 9,6 тысяч рублей, в Киеве 10,67 тысяч а в Харькове 10,45 тысяч. Более низкой стоимости удалось добиться в том числе и одновременным проведением нескольких работ с использованием одних и тех же приспособлений.
Комментирование закрыто.