С давних пор известны многочисленные истории о сокровищах и кладах, зарытых в запорожскую землю в прежние времена. Это совсем неудивительно: на наших территориях жило немало разных народов, и богатых среди них всегда хватало. Конечно, больше всего рассказов о запорожских кладах, но мы поговорим о самом богатом из кладов, найденных на территории нашего города. Речь пойдет о Вознесеновском (или Кичкасском) кладе.
Во время строительства запорожской промышленной зоны среди прочих была определена и промышленная площадка «А». Она занимала территорию размером 4 на 3 километра и располагалась к востоку от существовавшего некогда села Вознесенка. В зону промышленной застройки попали два неисследованных кургана. Учитывая данное обстоятельство, было принято решение о срочном их обследовании группой археологов.
Эту группу возглавил сравнительно молодой археолог Владимир Автономович Гринченко. Ему и предстояло заняться работами на здешнем могильнике. Он представлял собой группу могильных насыпей, в количестве 30 штук. Все они отличались формой и размерами. Все насыпи можно было условно разделить на северную и южную группы. В первую входило 16 насыпей, во вторую 14.
Читайте также: История 10 запорожских мостов
Между могильников отчетливо виделся вал явно искусственного происхождения. Это подтверждала и сама структура вала – он состоял из земли вперемешку с камнями. Камни тоже были разных размеров. Территория могильника исследовалась квадрат за квадратом, и вскоре последовала удивительная находка.
В восточной части могильника было обнаружено вымощенное из камней кольцо. По линии этого кольца были проведены дополнительные изыскания, и они дали свой результат. Удалось обнаружить цилиндрическую яму, размером примерно 0,7 метра в диаметре и глубиной до метра. Вся она была заполнена разнообразными предметами. Кроме того, весь клад был проткнут тремя саблями сверху вниз.
Среди находок было немало различных металлических предметов. Так, при описи зафиксировали 59 стремян, 40 уздечек, а также другие детали конного снаряжения. Некоторые из них были украшены серебром и золотом. Кроме того, тут же имелось и около 1500 различных золотых и серебряных вещей. Большинство из них представляли собой небольшие бляшки и грудки расплавленного металла. Также часть драгоценностей предназначалась для украшения оружия и прочего снаряжения. К сожалению, большая часть плохо сохранилась, поэтому идентификация зачастую была невозможной. Некоторые находки имели явную связь с религией.
Наиболее ценной находкой оказался серебряный орел. В лапах он держал змею. Это был древний символ борьбы открытой силы и подлой хитрости. На груди орла был вырезан латинский крест, на краях которого вырезаны символы. Вместе они составляют слово «Петрос». Очевидно, этот орел некогда был навершием хоругви одного из византийских легионов. Также была найдена и фигурка льва, которая имела аналогичное назначение. Но она сохранилась куда хуже.
Рядом с кладом были обнаружены останки разных людей, а также лошадей. Кроме того, обнаружены и следы большого кострища, на котором сжигали тела умерших. Количество захороненных тел явно указывало на то, что появились они здесь не случайно. Такое количество смертей в одно время могло быть вызвано или эпидемией, или неудачной битвой. Все находки были оперативно вывезены
Сам автор находки считал, что могильник был некогда базой для славян или хазаров. Но однажды им изменила военная удача. Чтобы не допустить поругания тел павших и захвата трофеев, тела сожгли или закопали, а драгоценности и военные регалии спрятали.
Не менее интересную гипотезу выдвинул Михаил Миллер. Он непосредственно раскопками данного клада не занимался, но входил в состав экспедиции на Днепрострое. Миллер стал автором гипотезы, что на самом деле могильник был захоронением князя Святослава Игоревича. Помните легенду про князя киевского, из черепа которого печенег Куря сделал чашу и пил из нее? Вот, это тот самый Святослав. Данную версию укрепляет еще и то, что на месте захоронения нашли несколько корабельных гвоздей. Возможно, тут некогда была стоянка кораблей флотилии Святослава.
Киевский князь, вероятно, пытался обойти засаду по суше. Но ему это не удалось, он попытался прорваться обратно, но погиб. Впоследствии выжившие воины дружины сделали на месте могильника ритуальное захоронение. По одному из предположений, три сабли как раз и отмечали место захоронения Святослава.
Но существует и еще одна, не менее популярная версия. Согласно ей, данный могильник принадлежит хану Аспаруху. Аспарух был основателем первого Болгарского царства. По предположению болгарского исследователя Станчо Ваклинова, передовой отряд во главе с ханом был разгромлен противником. Погиб его личный отряд, погиб и сам хан. Подошедшее основное войско отбило тела, но помочь уже ничем было нельзя. Воины похоронили своего вождя согласно бытовавшим в ту пору обычаям. В пользу данной версии говорит и то, что многие предметы из запорожского клада совпали с предметами, найденными в могиле хана Кубрата в Полтавской области.
Читайте также: Запорожье и подводная археология: уникальный опыт
Споры о принадлежности захоронения не утихают и до сих пор. Однозначно признать одну из версий правильной на данный момент не представляется возможным. Пока что у каждой из них есть как свои плюсы, так и минусы.
Тем временем, в Запорожье появились уже упоминания и о хане Аспарухе, и о князе Святославе. Обоим вождя уже установили памятники (правда, памятник хану быстро демонтировали и переместили в музей). Кроме того, много лет спустя в Запорожье сделали еще одну сенсационную находку. Местный рыбак поднял из вод Днепра меч, который должен был принадлежать явно высокой особе. Его тут же приписали Святославу. Впрочем, у этой версии тоже нашлись свои скептики: начиная с низкой вероятности поднять такой меч усилиями одного рыбака и до высокой степени сохранности самого меча.
Читайте также: Павло-Кичкас: интересные факты об одном из самых неоднозначных районов Запорожья
Все сокровища сразу же перевезли в Днепропетровск, в тамошний музей. Собственно говоря, там и происходило их изучение и опись. Но вскоре наиболее ценная часть сокровищ была отправлена в другой музей.
На тот момент столицей советской Украины считался Харьков. Именно в музей этого города и были переданы запорожские находки. Долгие годы считалось, что во время войны все сокровища были утрачены. Лишь в 1980-х годах удалось обнаружить сокровища все в том же Харьковском музее. Благодаря связям между директорами запорожского и харьковского музеев удалось договориться, и был произведен обмен экспонатами. Так тот самый серебряный орел вернулся в Запорожье. Впрочем, немало экспонатов из числа найденных у нас на Кичкасе до сих пор хранятся в Харькове и Днепропетровске.