Многие считают, что историю театра в Запорожье следует отсчитывать с 50-х годов XX века, когда в городе было построено большое и красивое здание театра, а в нем начал работать коллектив под руководством Владимира Магар. Другие, более осведомленные могут припомнить, что театр имени Заньковецкой до войны работал именно в Запорожье. Но на самом деле история запорожского театра еще длиннее, и об этом сегодня будет наш рассказ.
На нашей территории, как и во всей империи, существовало два вида театральных представлений. Первый уходил корнями в народное искусство. Конечно, назвать их полноценными спектаклями нельзя, но все же это было очень похоже на театральное представление. К ним можно отнести кукольные театры (вспомните Петрушку), скоморохов, вертеп и т.п. активности.
Ко второму виду театров можно отнести то, что применительно к XIX-XX векам называют «российским театром». По сути, это были западные представления и правила, привезенные на территорию империи. Естественно, они испытывали некоторое местное влияние, но в общем-то оставались больше похожими на европейские театры, и не имели много общего с Россией.
В Александровске в начале XX века выступали разные труппы. Среди них можно выделить драматические (Войталовского, Каминской и Либерта, Лейбова-Компанийца) и оперные (Гонсалеца, Костаньяна, Кудрявцева, Энгель-Кронов). Все эти коллективы были приезжими и выступали в городе только определенное время. В них выступали профессиональные артисты.
Читайте также: Человек и театр: в честь кого назван главный запорожский театр
Альтернативную группу артистов представляли кружки, которые курировась украинским обществом «Просвіта», Екатеринославским Научным обществом, а также другими обществами украинских артистов. В украинских театрах актеры и работники театров были частично местными, частично приезжими. Профессиональная подготовка тоже была разной. Было несколько профессиональных актеров – среди них можно назвать, например, Л. Беднову и Н. Дорошенко. Но большая часть была скорее любителями. Ими двигало желание развивать национальное драматическое искусство. Кроме того, стимулом было и «продвинуть в массы» творчество украинских драматургов и композиторов.
Основным видом театров в тогдашней империи были казенные или «императорские» театры. Эти организации были очень зарегулированы, в их работе было немало штампов. В Александровске тех лет такого театра не было, и это можно даже считать преимуществом. Театральные представления были более разнообразными, в них можно было применять новые приемы и методики.
Читайте также: Градоначальники: лучший мэр в истории Запорожья
Это стало возможным благодаря новаторской форме организации работы театра. Форма эта называлась «частной антрепризой». Такой вид театров мог самостоятельно подбирать актеров, работников и выбирать репертуар. Все вышеперечисленные частные театры относились к этой группе.
Украинские же театральные группы и кружки можно тоже отнести к частной антрепризе. Они имели своего антрепренера в лице руководителя соответствующего общества. Впрочем, имелись и некоторые отличия. В украинских группах было сильно и коллективное управление. Например, вопросы выбора репертуара и подбора новых артистов решались именно коллегиально.
Вот в чем было различие, так это в выборе репертуара. Заезжие артисты пользовались в основном западными образцами. В ходу были драматические пьесы, оперы и оперетты. Использовались и произведения российских авторов.
Для примера рассмотрим труппу Гонсалец. В нее входили в основном итальянские артисты – например, тенор Антонелли, бас Диджулио, сопрано Рубини. Основным репертуаром данной труппы были оперы Верди, а также других итальянских композиторов.
Другая труппа, под руководством Кудрявцева, в равной степени пользовалась произведениями европейских и российских авторов. Среди них можно назвать композиторов Верди, Россини, Бизе, а также Чайковского, Мусоргского, Рубинштейна. Коллектив под руководством братьев Энгель-Кронов имел схожий репертуар.
Драматическая труппа под руководством Войталовского отдавала предпочтение российским авторам. Так, среди ее спектаклей можно было увидеть пьесы Л. Андреева («Белоснежка»), В. Винниченко («Черная пантера»), М. Арцибашева («Враги»), И. Тургенева («Дворянское гнездо») и другие. Постановками руководил режиссер Арановский. К слову сказать, в то время далеко не в каждой группе был свой режиссер.
В случае с украинскими коллективами спектакли ставились по произведениям отечественных авторов. Можно назвать несколько из них – «Наймичка» Карпенка-Карого, «Маруся Богуславка» Кулиша, «Степной гость» Гринченко и многих других. Кроме драматических спектаклей, также ставились оперетты и оперы. Но в данном случае можно было посмотреть не только представления по сценарию украинских авторов (например, «Запорожца за Дунаем» Гулака-Артемовского), но и западных («Мадемуазель Нитуш» Флоримона Эрве). Интересным моментом можно назвать и то, что для постановок порой использовались и произведения авторов из Екатеринослава.
Читайте также: Достопримечательности: что посмотреть в Запорожье за один день
Жанровые предпочтения в репертуаре театральных трупп неразрывно связаны с их ориентацией в вопросах театральных традиций. Так, в репертуаре европейски ориентированных коллективов были драмы, оперы, оперетты; в концертных отделениях – романсы, арии, сцены из опер. Украинские труппы ставили преимущественно драматические пьесы украинских авторов. Музыка и танцы были в них неотъемлемой частью представления. Также ставились несложные украинские оперы, изредка оперетты западноевропейских композиторов. В концертных отделениях выполняли украинские народные песни, романсы отечественных композиторов.
Вопрос профессионализации театрального искусства в Александровском регионе в конце XIX — начале ХХ в. не считался общественно значимым. К этому привело, в первую очередь, отсутствие контролирующей организации. Она должна была бы централизовать театральное дело на государственном уровне, подобно Императорскому Русскому музыкальному товариществу (ИРМО) в музыкальном искусстве Российской империи. ИРМО вело централизованную работу по подготовке кадров и организации музыкальной жизни в регионах. А вот вопросами профессионализации театрального искусства никто не занимался.
Читайте также: 11 магических мест в Запорожье, где стоит загадать желание
Определенное стремление к повышению художественного уровня спектаклей можно усмотреть в практике приглашения для участия в спектаклях ведущих артистов других театров. Благодаря взаимодействию с приглашенными специалистами актерское мастерство основных актеров обогащалось новыми методами работы над ролью и спектаклем. В частности, улучшались средства раскрытия образов. Появление в театре постоянного режиссера и использование в постановочной работе режиссерского искусства является показательным фактом профессионального развития. Режиссерский тип театра обозначил новую ступень развития театрального искусства.
На внедрение в Александровске хотя бы отдельных элементов обновления деятельности трупп и их профессионализацию толкали сами жизненные обстоятельства. Жесткая конкуренция в театральной среде, борьба за зрителя заставляли регулярно обновлять репертуар. Конечно, приходилось и привлекать ярких артистов, совершенствовать художественно-исполнительское мастерство. Поэтому в коллективы «европейского образца» нередко приглашались артисты из московских театров. В украинских коллективах периодически участвовали актеры из театров Киева и Харькова.
Your article helped me a lot, is there any more related content? Thanks!