Сегодняшний тренер луганско-запорожской «Зари» для нашего города совсем не чужой человек. В своей непростой футбольной карьере он несколько лет провел в качестве игрока запорожского «Металлурга». Спустя многие годы Виктор Анатольевич вернулся в Запорожье уже в качестве тренера.
Первые шаги в футболе Виктор Анатольевич сделал под глазами отца. Тот и сам играл вратарем в местной любительской команде (Скрипник родом из Новомосковска). Будущего футболиста заметили и повезли на просмотр в детскую футбольную школу никопольского «Колоса». Там он сумел отстоять свое право на место в составе, и провел некоторое время.
Довольно быстро Виктор попадает в «Днепр», правда пока что только в дублирующий состав. Из него он даже получает вызов вы молодежную сборную СССР, и зарабатывает неплохие «баллы на будущее». Но до первой команды добраться помешал в том числе и возраст. С приходом 18 лет пришла пора отправляться в ряды «непобедимой и легендарной» советской армии. В клубе пытались «спрятать» своего парня, но не получилось. В Минобороны свой хлеб ели тоже не зря, и армейские «скауты» приехали за Виктором целенаправленно.
С армией все сложилось более-менее удачно. Такое внимание Скрипнику уделили потому, что хотели видеть его в составе киевского СКА (армейский футбольный клуб, киевский аналог столичного ЦСКА). Поэтому армейская «служба» Виктора прошла именно тут. Молодой игрок избежал казарм, портянок и кирзовых сапог, оставшись в мире футбола. Правда, после армии он узнал что из «Днепра» его отчислили.
Читайте также: 7 наших знаменитых современников, для кого Запорожье — не чужой город
Но переживать о прошлом было некогда. В Запорожье на тот момент на неплохом уровне находился «Металлург», и именно в нем и хотели видеть Виктора Скрипника. Свою роль сыграло и то, что начальником команды стал Геннадий Жиздик, который в свое время курировал как раз дубль «Днепра».
Виктор, разумеется, согласился и не прогадал – «Металлург» вскоре пробился в Высшую лигу, элиту чемпионата СССР по футболу. Впрочем, вскоре СССР распался, и запорожцы играли в высшем дивизионе уже независимой Украины. Но экономическая ситуация и реалии жизни начала 1990-х вносили свои коррективы. Дадим слово самому Скрипнику: «Вместе со мной в команду перешли Шох, Таран, Башкиров, Сорокалет, другие ребята. Отыграл в Запорожье пять сезонов, а потом команду взяли под контроль блатные. Начались сплошные договорняки. За них мы денег не получали, договаривались без нас. Доходило до того, что, когда на базу приезжали «братки», мы пулей летели в корпус. И, выглядывая из окон, ждали, когда они попарятся в сауне и уедут. Случалось это обычно в сумерках, после чего нас выгоняли на тренировку.»
Разумеется, в такой обстановке играть было тяжело. Как игрок, Скрипник всегда брал не врожденным талантом, а работоспособностью, старанием и терпением. И поэтому он больше всего хотел играть в футбол. Как только пришло приглашение из соседнего Днепропетровска, он тут же согласился и перешел в «Днепр». Впрочем, пригласивши его Николай Павлов недолго руководил командой. Его сменил иностранный специалист, немец Бернд Штанге.
Именно Штанге оказал сильное влияние на Скрипника, как на футболиста, а заодно и на его будущую карьеру. Придя в клуб, он первым делом начал организовывать там внутренний «климат». Была приведена в порядок клубная база, поля для тренировок. С футболистами же была выстроена особенная система взаимоотношений. Например, небольшие штрафы за нарушения (например, опоздания на тренировку) впоследствии шли на клубные «посиделки» с семьями футболистами. Своим игрокам Штанге внушал, что те ничем не хуже западных футболистов. Нужно лишь повышать свой профессиональный уровень и совершенствоваться.
Впоследствии из-за неудачного опыта с ЦСКА-Борисфен Штанге покинул Украину. В этот же клуб вместе с ним предполагалось «перебросить» и 8 игроков Днепра, в том числе и Скрипника. Но после того, как все блестящие перспективы рухнули, Виктор вернулся в Днепр, но с одним условием. Если его пригласят в западноевропейский клуб – то его отпустят.
Руководство «Днепра» пообещало это, и не обмануло. Ожидания Скрпиника базировались на том, что еще Штанге говорил футболисту, что тому нужно обязательно попробовать себя в Бундеслиге. А перед отъездом из Украины обещал, что поможет своим футболистам пробиться в Европу. Так оно и случилось – в 1996 году приходит приглашение из бременского «Вердера».
Читайте также: Главная команда Запорожья: «Металлург» и три его жизни
В ту пору Вердер возглавлял Ханс-Юрген Дёрнер. В бытность игроком Дёрнер играл в сборной ГДР под руководством того самого Бернда Штанге. Штанге посоветовал своему бывшему подчиненному взглянуть на Скрипника. В Бремене подумали, и вызвали игрока в Германию.
Сыграв контрольный матч, Виктор убедил всех в правильности своего вызова. Первый контракт подписали всего лишь на 4-е сутки пребывания в Германии. Контракт был рассчитан на 3 года. Вскоре после подписания пришлось поучаствовать во внутриклубном турнире по распитию пива. Виктор занял в нем второе место из трех участников, уступив немцу Бруно Лаббадии.
А вот на футбольных полях было не так уж просто. Помимо сложностей адаптации к новой стране и новому чемпионату пришлось бороться и с травмами. Некоторое время бременцев возглавлял Феликс Магат, сторонник запредельных физических нагрузок на игроков. Чтобы понять их уровень, просто знайте, что у Феликса было прозвище «Саддам» – в честь ныне покойного иракского диктатора, славившегося своей жестокостью.
Но Магата сменил новый тренер, Томас Шааф. Под его руководством Скрипник стал постоянным игроком основного состава. Кроме того, иногда исполнял и пенальти. В списке штатных «пенальтистов» он был третьим, после Андреаса Херцога и бразильца Аилтона. За бременцев Виктор сыграл 138 матчей в период с 1996 по 2004 год, забил 7 мячей. В последний сезон команда выиграла чемпионат и кубок Германии.
После завершения карьеры футболиста Скрипник занялся тренерской деятельностью. Он прошел все стадии: от детской команды до дубля «Вердера», получил профессиональную тренерскую лицензию. К слову сказать, сделать это ему посоветовал тоже Томас Шааф. Пройдет время, и Скрипник сам возглавит главную команду.
С начала 2010-х годов бременцы находились в перманентном кризисе. Начинается постоянная смена тренеров, но это помогает слабо, команда попадает в зону вылета. Поскольку денег на приглашение именитых специалистов в «Вердере» нет, возглавить главную команду приглашают Скрипника. Тот с энтузиазмом берется за дело.
Первоначально игра наладилась, были неплохие результаты. Но вскоре все вернулось на прежний лад, и по обоюдному соглашению Скрипник покинул клуб в 2016 году, проработав главным тренером с 2014 года. Нужно было двигаться дальше. Можно было остаться в структуре клуба на вторых ролях, но Виктор Станиславович хотел быть уже только главным тренером.
Удачно пришло приглашение из Риги. Одноименному клубу требовался главный тренер, и в 2018 году Скрипник отправляется в Латвию. Рига завершила чемпионат удачно, на первом месте. Сам Скрипник был признан тренером года. Но в будущем пути руководства клуба и тренера разошлись, будущее виделось по-разному.
С 2019 Скрипник возглавляет луганскую «Зарю». Клуб с 2014 года временно находится в Запорожье из-за оккупации Луганска. Новый клуб Скрипника чем-то похож на «Вердер», в котором он был игроком и тренером. У луганско-запорожского клуба тоже нет больших финансовых ресурсов, поэтому приходится рассчитывать на внутренние ресурсы и тактические идеи.
Читайте также: «Торпедо» Запорожье: команда, легко собиравшая стадион
Пока что получается неплохо, команда держится в первой пятерке. В 2020 году Скрипник был признан лучшим тренером украинского чемпионата. Остается пожелать команде и Виктору Станиславовичу лишь успехов, ведь пока что именно его коллектив дает возможность Запорожью познакомиться с большим футболом.
Комментирование закрыто.