Сегодня здание запорожского театра является одним из украшений Запорожья и проспекта Соборного в частности. Но когда-то этого здания на проспекте не было. Сегодня мы расскажем, когда оно появилось, какие были сложности при планировке и как здание выглядело изнутри.
До войны на том же месте располагалось старое здание театра. Оно, в свою очередь, было перестроено из дореволюционного здания общества взаимного кредита. Работами руководил инженер Ю. Лущинский. Все было успешно завершено в период с 1929 по 1931 год. Но во время войны здание театра серьезно пострадало, и после изгнания немецких оккупантов осталось лишь немногое. По сути, сохранились лишь изрядно обгоревший каркас да стены зрительного зала.
Прибывшему в Запорожье архитектору С. Фридлину предстояло непростое задание. Требовалось расширить старое здание, при этом ориентация здания оставалась той же – фасадом на проспект. Кроме того, наличие крупной сценической коробки не давало возможности перенести здание вглубь квартала. Приходилось «вписывать» новое здание в рамки старого, при этом здорово увеличив его полезную площадь.
Читайте также: Запорожский театр 120 лет назад
Проектировщики должны были разместить часть входов в здание не со стороны проспекта, а со стороны северного и южного фасадов. Это должно было помочь рассредоточить потоки выходящих зрителей после представления.
Это обстоятельство и обусловило форму театра в виде буквы «Т». Верхняя часть была обращена к проспекту. Три главных входа оформлены портиками коринфского ордера. Главный вход решен в форме восьмиколонного портика, а остальные входы – в форме четырехколонных портиков. Вокруг зала для зрителей по бокам размещены фойе, а позади – вспомогательные помещения (комнаты для актеров, костюмерные и т.д.).
Вестибюль первого этажа играл важную роль. На часть его конструкции опирается балкон. Вестибюль же второго этажа тоже размещен с точки наилучшего взаимодействия с залом и другими помещениями. В целом, архитектору и его помощникам удалось очень удачно разместить все помещения.
Сцену театра оснастили 13-метровым поворотным кругом. Он управлялся со специального пульта, который обеспечивал плавный и бесшумный поворот. Оборудованием сцены занимался инженер М. Рязанцев, и именно ему принадлежит заслуга удачного размещения всех пультов управления и светотехнического оборудования. Кроме того, даже в те годы удалось оборудовать сцену приборами тушения пожара, притом можно было потушить пожар точечно, в определенной зоне сцены.
Сиденья в зале сделали из красного бархата. Они хорошо сочетались со светло-кремовым цветом стен. Но вот с мебелью в театре и вышла накладка. Для нее использовали лес низкого качества, и к тому же сырой. В итоге вышло так, что уже через несколько месяцев мебель начала рассыхаться, скрипеть, расшатываться и терять прочность.
Внутренним оформлением, окраской, укладкой паркета и мраморной облицовкой занимались архитектурно-скульптурными мастерскими Запорожья, а также рабочими «Запорожстроя». Стены окрасили мастикой специального состава, в который входил воск. Это позволило увеличить срок службы краски и обеспечить длительный срок эксплуатации помещений без ремонта. Кроме всего прочего, еще и получилось красиво.
Колонны театра выполнены из искусственного мрамора. Вообще, в стилистике театра явно видно влияние классической архитектуре. Повсеместно используется коринфский ордер. Главный портик из восьми колонн отлично подчеркивает вход и венчается скульптурной группой.
В неё входят три фигуры: бандуриста (подразумевает музыку), писателя (тут все понятно) и женщина – Слава. Кроме того, в поле фронтона был выполнен большой барельеф на тему украинского народного танца на фоне ДнепроГЭСа и заводов.
Центральная часть фойе была окрашена в светло-бирюзовый тон. Это позволяло настраивать зрителей на положительный лад. Кроме того, барельефы ярко выделялись на фоне стен, создавая впечатление того, что их сделали из слоновой кости. Остальную часть фойе покрасили в синий цвет.
Если же говорить о зрительных местах, то сразу после открытия театра отмечался один недостаток. В крайних от стены ложах лучше места не занимать, поскольку из них ничего не видно. Таким образом, около 40 мест оказались лишними.
Читайте также: Человек и театр: в честь кого назван главный запорожский театр
Строительство нового здания имело большое значение в театральной жизни Запорожья. До этих пор новый коллектив театра то находился на гастролях на западной Украине, то выступал в не совсем подходящих зданиях. Наконец можно было приступать к полноценной работе.
Первой постановкой стала «Гибель эскадры» Корнейчука. Это была очень популярная в те годы тема, посвященная событиям революции, а именно затоплению кораблей Черноморского флота по приказу советских властей. Руководил постановкой известный режиссер Владимир Магар.
В советские годы театр пережил два косметических ремонта – в 1966 и 1972 годах. Но полноценная реконструкция все равно требовалась, и ее осуществили только в 1994 году. Тогда здание театра закрыли, и работы стартовали.
Читайте также: Достопримечательности: что посмотреть в Запорожье за один день
Их профинансировали многие запорожские предприятия, среди которых можно вспомнить «Запорожсталь», «Мотор-Сич», «Искру», «Укрграфит» и многие другие. Реставрационные работы выполняли сотрудники предприятия «Киевстройинвест», а общими работами занимались сотрудники «Запорожалюминстроя». Окончательно все работы завершились в 2000 году. 27 октября комиссия приняла здание в эксплуатацию.
Сегодня запорожский театр является одним из самых известных в Украине. На здешней сцене часто выступают лучшие театральные коллективы Украины. Будем надеяться, что запорожская сцена увидит еще немало интересных постановок.
Комментирование закрыто.