В городе Васильевка находится одна из главных достопримечательностей области, а именно замок Попова. Человеку непосвященному может показаться, что в наших краях подобное сооружение осталось еще со средних веков. Но на самом деле тогда замков (во всяком случае, таких) в наших краях никто не строил. То, что мы сегодня видим — лишь жалкие остатки некогда величественного имения дворянской семьи Поповых.
Будущее имение основал чиновник эпохи Екатерины II Василий Попов. Он прославил себя не военными победами, а скорее административными достижениями. Долгие годы он был помощником Потёмкина (да, того самого фаворита императрицы). После смерти Потемкина, а впоследствии и императрицы Попов отправился в пожалованные ему ранее земли, в которые и входит нынешняя Васильевка. Кстати, город получил свое название именно благодаря царскому чиновнику.
Попов имел обширный опыт организации жизни на ранее малозаселенных территориях. А ведь среди пожалованных Василию Степановичу земель были территории Екатеринославской, Херсонской, Таврической, Минской губерний, а также некоторое количество земли на Урале. Поэтому то, что бывшему главе секретариата Потёмкина удалось успешно развить хозяйство в Екатеринославской и Херсонской губерниях нет ничего удивительного.
В своем будущем имении он успел построить дом помещика (закончен примерно в 1790 году) и ряд хоязйственных зданий. Дальнейшее развития имения произошло уже при его сыне Павле. Тогда в имении прошло, говоря современным языком, озеленение. Многочисленные сады и палисадники украсили здешние места.
Внук Василия Степановича, Василий Павлович решил вложить большие силы в обустройство имения. Это объяснялось тем, что здешние места были не только очень красивы, но и богаты разнообразной дичью. Данное обстоятельство имело важное значение, так как охота в те времена была излюбленным развлечением знати.
Большая часть замка была возведена в период с 1889 по 1894 годы. О том, кто был автором этого диковинного для наших краев архитектурного ансамбля споры ходят до сих пор. По наиболее популярной версии, дворцовый комплекс спроектировал известнейших архитектор Николай Бенуа. Существует и версия, согласно которой строительством занимался местный архитектор Александр Агеенко. Установить авторство точно на данный момент очень сложно.
Место для дворцового комплекса было выбрано очень удачно – на высоком берегу реки Карачекрак. Сами здания дворца прекрасно вписывались в окружающий ландшафт. Все каменное великолепие усадьбы было окружена ожерельем огромного сада и парка, раскинувшихся на пологом левом берегу реки. Дубрава была превращена в прекрасный парк с аллеями, фонтанами, небольшой оранжереей, дачным домиком необычной архитектуры, к которому приложили немало тонкой работы местные мастера. На аллеях стояли мраморные статуи героев из древнегреческой и римской мифологии.
Главным зданием комплекса был дворец, построенный, как и все здания ансамбля, из красного и желтого кирпича, который при кладке составлял геометрический орнамент. Дворец был двухэтажным с пятью башнями, его размеры достигали 49 на 42 метра. Доминантой ансамбля, декоративным элементом, который украшал стены дворца были стрельчатые арки. Главный вход в усадьбу проходил через ворота двух флигелей.
В состав дворцового комплекса входила и часовня (одно из самых красивых зданий ансамбля), построенная рядом с восточным флигелем.
Скорее всего замок планировался как охотничий или гостевой. Частичным подтверждением этого факта служит серебряная крышечка от часов, на которой изображен изящный охотничий сюжет (экспонат найден на месте разрушенного дворца и сохраняется в музее). Дворец был построен первым из всех зданий комплекса. Общие затраты на строительство всех сооружений составили 1,5 миллиона рублей серебром.
Читайте также: 5 запорожских зданий, которые мы скоро можем потерять
Внутри здание было ничуть не менее интересным. Всего внутри дворца насчитывалось 49 помещений. Тут имелось немало предметов искусства, которые хозяева заказывали и привозили сами из-за рубежа. Особенно в этом отличился следующий хозяин усадьбы, Юрий Попов. Он любил искусство и хорошо разбирался в нем
Само известной «фишкой» дворца можно считать комплекс этнографических комнат. Каждая из них рассказывала о быте определенного народа. В национальные костюмы были одеты подвижные механические куклы-манекены размером с человеческий рост. У входа в картинную галерею посетителей «встречала»
огромная механическая негритянка, при входе в галерею скульптур – механический негритянский мальчик. А посетителей, входивших в «оружейную комнату», бросалась огромная механическая цыганка – чтобы запугивать. Имелись и другие манекены, куда все они делись позже – увы, неизвестно.
Во дворце гостей поражало все: богатство отделки комнат; изысканная мебель и гладкие паркетные полы. Высокий и светлый белый зал имел пол из белого мрамора. В центре зала располагался огромный аквариум с фонтанчиками и удивительными рыбками, над аквариумом красовались четыре кованых золоченых люстры. Рядом с «белым залом» находилась «зеркальная комната» для женщин с 25 инкрустированными перламутром мраморными столиками и большими зеркалами. Были во дворце и курительная комната, и бильярдная а в
цокольном этаже расположились хозяйственные помещения и бани на любой вкус: русская, турецкая, римская, финская.
С началом революционных событий совпала смерть хозяина имения. В сложившейся ситуации членам семьи Поповых нужно было думать уже не о сохранности имения, а о собственной безопасности. Говорят, что часть имущества все-таки успели вывезти в вагоне (правда, число вагонов тоже разнится).
Зато захватившие власть в имении крестьяне повели себя как настоящие «хозяева». Первым делом они занялись варварством: сбрасывали с башни вниз скульптуры и смотрели, как те разбиваются. Это вызывало у революционного народа непонятный сегодня восторг. Тогда же были сожжены почти все книги из библиотеки. Чем они помешали делу революции – непонятно. В дальнейшем каждая вооруженная сила, входившая в Васильевку, обязательно занималась грабежом имения.
После революции были планы сделать здесь школу для малолетних преступников, но впоследствии от них отказались. Впоследствии здание неоднократно страдало от вандалов, а также от местных партийных деятелей. Те посчитали, что все дерево из бывшего имения надо отправить на строительство Дома культуры. Туда же отправили и мрамор, и керамическую плитку. В последующие годы разрушение дворца продолжалось, многие здания попросту сносили.
Много лет спустя вину за разрушению дворца возложат на немецкие войска. Да, те тоже приложили свою руку. Но основную «работу» по уничтожению уникального дворцового комплекса сделали местные власти еще до войны. Памятником архитектуры дворец признали только в 1971 году.
Читайте также: 5 старинных особняков Запорожья с их историями
До нас дошли лишь немногие здания комплекса, но даже они поражают воображение. Сегодня можно увидеть одну из 5 обзорных башен, конный двор а также западный флигель. В последнем расположен местный краеведческий музей. В свое время экспонаты для него пришлось собирать по крупицам, поскольку за советские годы из имевшейся коллекции постоянно воровали.
Сегодня же внутри можно увидеть этнографический зал, зал посвященный Второй мировой войне, зал посвященный непосредственно замку Попова и зал творчества местных художников. В целом же, дворцу требуется полноценная реставрация. Средств на ее проведение у самого музея или в бюджете Васильевки нет. Нужна программа на общегосударственном уровне, но пока что с этим, видимо, придется подождать.
Комментирование закрыто.