С 2004 года запорожский театр носит имя Магара, вместо Щорса. Хотя и сегодня некоторые спрашивают в транспорте – не выходит ли кто-нибудь “на Щорса”. Сейчас мы расскажем, каким образом запорожский театр назвали в честь Щорса и почему он сегодня называется в честь Владимира Магара. Начнем!
Разумеется, Николай Щорс никакого отношения к театру не имел. Будущий красный командир вырос в семье рабочего. Затем пошел по военной дорожке, став фельдшером в царской армии, а затем окончив курсы – подпоручиком. Далее он принял активное участие в гражданской войне на стороне красных. Последним его постом была должность командира 44-й стрелковой дивизии РККА. Именно в этом качестве Щорс был убит на Житомирщине при весьма неоднозначных обстоятельствах. Случилось это во время боев с украинской Галицкой армией. Впрочем, обстоятельства смерти бывшего комдива – предмет для отдельного разговора, не имеющего отношения к Запорожью.
Важно другое. Когда в Житомир переезжает из Киева передвижной театр, и в городе появляется свой стационарный театр, ему присваивают именно имя Щорса. На тот момента из Щорса сделали одну из культовых личностей революции, а Житомирщина считалась “щорсовским” регионом. Поэтому такое наименование театра было вполне логичным. Немало для этого переименования сделал директор Владимир Магар, справедливо считавший, что переименование поможет театру получить необходимое финансирование и преференции.
Владимир Магар родился в 1900 году. После гражданской войны он возвращается в родное село в 1923 году и становится секретарем местной комсомольской организации. Но кроме идеологической и партийной работы молодой активист решил организовать драматический кружок. Со временем на базе этого кружка был создан аматорский театр. Но Магар понимал, что для успешной работы театра необходимо, чтобы директор театра имел хорошую подготовку. Поэтому вскоре он отправляется на учебу в Киев.
Читайте также: Градоначальники: лучший мэр в истории Запорожья
После окончания театрального института режиссер получает назначение именно в житомирский театр на должность художественного руководителя. Так Магар оказался во главе театра. Учитывая, что театр получил почетное наименование “имени Щорса”, вполне логично, что одной из первых его представлений была драма “Щорс”.
В качестве режиссера Магар предпочитал масштабность, можно даже сказать – монументальность. В его представлениях всегда было много актеров, и такие же масштабные декорации. Именно поэтому представления театра всегда пользовались большим успехом.
Очень вероятно, что Владимир Магар так и остался бы в Житомире, если бы не начало войны с Германией. Театр был эвакуирован в тыл и в Житомир впоследствии не возвращался, “осев” в Запорожье. На этом пока остановимся и посмотрим, что же в это время происходило в самом Запорожье.
Театральная жизнь Запорожья до революции – предмет отдельной публикации, поэтому пока что скажем, что постоянного театра в Запорожье в этот период не было. Имелось несколько частных трупп, которые играли постановки или исполняли песни.
В Запорожье же своя театральная труппа появилась уже в советские годы, когда сюда переместили театр имени Марии Заньковецкой. Это произошло в 1931 году. Кстати, для этого театра запорожская постоянная прописка тоже стала первой в истории, до этого театр ездил по разным городам.
В Запорожье эта театральная труппа работала вплоть до 1941 года. В ее истории в этот период можно выделить как пропагандистские постановки, которых требовало коммунистическое руководство, так и классические украинские постановки на народную тему.
С началом войны театр был эвакуирован в Сибирь и в дальнейшем в Запорожье не возвращался. Во время немецкой оккупации города работу театра возобновили, но за счет новой труппы. Постановки были преимущественно украиноязычными, на народные темы. Как правило, сеансы были 2 типов: для местного населения и для солдат и офицеров немецкой и венгерской армий.
В 1943 году в Запорожье появляется еще одна театральная группа, но на этот раз не местная, а “трофейная”. В свое время немцы в полном составе захватили в Пятигорске театральную труппу известного режиссера Сергея Радлова. Именно она была перевезена немцами в Запорожье.
Читайте также: Запорожье в оккупации: каким был нацистский “новый порядок”
Если местная театральная труппа давала театральные представления на украинском языке, в основном украинских драматургов, то актеры бывшего театра имени Ленсовета специализировались на классике – например, “Гамлет”. Естественно, что с освобождением города вся эта деятельность прекратилась, а большинство работников театра ушли на запад. Само же здание театра было сильно разрушено.
Во время войны театральная труппа под руководством Магара ведет активную гастрольную деятельность. Была дана масса концертов в разных частях на многих участках фронта. После освобождения Запорожья по распоряжению свыше коллектив отправляется в Запорожье. Тут первое время он размещается в Дворце культуры имени Жданова, поскольку бывшее здание театра было совершенно непригодно для эксплуатации.
В период с 1945 по апрель 1947 года труппа работает в Ужгороде. В Запорожье по-прежнему не было собственного помещения, оно появилось лишь в 1953 году. Премьерой в новом здании стала “Гибель эскадры” в постановке Владимира Магара.
Но не только отсутствие помещения было “головной болью” режиссера. В начале 1950-х годов партийные органы решают взять управление театрами в свои руки. Они лишают режиссеров права самостоятельно определять состав коллектива и репертуар. Все нужно было подавать на утверждение в высшие инстанции. Кроме того выбор тем для постановок тоже был крайне ограничен. В то же время, репертуар должен был быть интересным. Ведь на откровенно пропагандистские постановки зрители ходили не активно.
Например, в 1954 году бюро обкома Коммунистической партии Украины довольно жестко взялось за критику Магара. Главными претензиями были недостаточное внимание к современным темам, а также к русской драматургии. В частности, в постановлении бюро было отмечено, что “особенно безответственно руководство театра подходит к постановке произведений русской классической драматургии”.
Тем не менее, Владимир Магар смог удержаться на своем месте. Знавшие режиссера люди рассказывали, что он умел находить баланс в общении с “верхами” и решать вопрос с начальством. С 1955 года партийный контроль несколько ослаб, стало возможным выбирать репертуар и сосредоточиться на более близких зрителю темах.
Но в 1965 году Владимира Магара не стало. Всего за пять лет перед этим, в 1960 году он получил звание народного артиста СССР. Если бы не такая ранняя смерть, возможно, еще много театральных постановок смог бы увидеть наш город.
Читайте также: Достопримечательности: что посмотреть в Запорожье за один день
К сожалению, преемники Владимира Герасимовича не обладали таким талантом дипломата, как он. С началом брежневских времен на сцене театра все чаще начинают появляться инспирированные партийными чиновниками постановки.
Вся беда их была даже не в явном навязывании, а в том, что на них почти никто не ходил. Бывали даже случаи, когда были выкуплены все билеты, а зал был полупустым. Это объяснялось тем, что покупать билеты заставляли принудительно, но сам спектакль зрителям был совершенно неинтересен.
Конечно, не все было плохо, бывали и успехи. Но такого успеха, как при Магаре, театр больше не имел никогда. Поэтому вполне справедливо, что с 2004 года театр назвали в честь его многолетнего руководителя. И когда сегодня приходится слышать имя Щорса применительно к запорожском театру – становится даже обидно за Владимира Герасимовича. Он вложил в этот театр большую часть жизни. И сумел его сохранить в годы войны и сталинских репрессий. А это, поверьте, дорогого стоит!
Автор: Hannelora
Комментирование закрыто.