Труд учителя всегда был очень важным. Помимо важных образовательных функций, учителя часто выполняют и образовательную функцию. Труд этот должен был хорошо оплачиваться, а социальный статус учителя в обществе должен быть достаточно высоким. Посмотрим, как с этим обстояло дело в Запорожье 120 лет назад (хотя тогда это еще был Александровск).
В конце XIX века резко увеличивается число гимназий в целом по империи. Соответственно, становится актуальной и потребность в преподавательском составе. В первом десятилетии XX века в Александровске тоже открывают 2 гимназии – мужская и женская. Это обусловлено как увеличением численности населения, так и потребностью в образованных работниках.
Первым делом назначили руководителей – управляющего и инспектора. Чтобы занять любую из этих должностей, нужно было иметь высшее образование. Кроме того, претендентов должны были утвердить местный попечительский совет, а затем – попечительский совет Одесского учебного округа. К слову сказать, начальник мужской гимназии за все время ее работы так и не менялся, а в женской гимназии начальница сменилась лишь один раз.
В те годы начальство гимназий, а также учительский персонал находились на государственной службе. Поэтому они имели все права и льготы, на которые имели право государственные служащие. Назначение на должность проходило путем объявления конкурса, так отбирался первый примерный круг претендентов. О конкурсе претенденты могли узнать через газеты, например “Русское слово” или “Русские ведомости”. Кроме того, список претендентов составлял и попечитель учебного округа. Списки соискателей печатались централизованно и рассылались по гимназиям.
Читайте также: Запорожские гимназии: что изучали, сколько платили, когда открылись
Притом, были случаи, что соискатели, получив желаемое место, так и не вступали в должность. Как пример, можно вспомнить ситуацию 1915 года. Тогда в Александровской женской гимназии объявили конкурс на должность учителя естественной истории (говоря современным языком – биологии). Претендентов было 15 человек. Свой выбор в феврале 2016 года остановили на Зое Антиповой из Ярославля. Но Антипова почему-то в должность так и не вступила, и уже в апреле того же года на должность взяли другую Зою, по фамилии Тимофеева.
При принятии на работу на каждого учителя составляли формулярный список, можно сказать, досье. В нем можно было найти как обычные данные вроде имени, фамилии, должности и зарплаты, так и некоторые подробности частной жизни. Например, нужно было указать – есть ли усадьба (в том числе у ближайших родственников), наличие детей и их вероисповедания. Также был вопрос – в какую школу ходят дети учителя.
Разумеется, в списке нужно было указать и данные о профессии. Так, можно было узнать, какое учебное заведение окончил данный педагог, где он работал ранее, имел ли взыскания (если имел, то за что), опаздывал ли на работу и прочее. В случае смены места работы формулярный список не заводили заново, а дополняли уже имеющийся.
Перейдем к самому интересному (особенно для современных учителей) вопросу. Сразу после приема на работу руководителю гимназии или учителю была положена денежная выплата. Размер ее отличался в зависимости от занимаемой должности.
Так, начальник и главный смотритель мужской гимназии разово получали по 500 рублей, а вот рядовой преподаватель мог претендовать только на 300 рублей. Кстати, имелась явная дискриминация по половому признаку – начальница женской гимназии получала на 100 рублей меньше, чем ее коллега в мужской гимназии.
Зарплата учителя зависела от категории, к которой он принадлежал. Категорий было три. К первой относились те, кто уже имел законченное высшее образование. Ко второй относились преподаватели иностранных языков (французского или немецкого), которые не имели законченного высшего образования, но уже сдали экзамены на звание учителя гимназии и в достаточном уровне владели русским языком. К третьей категории относились учителя рисования, чистописания и других предметов, которые сдали экзамены на право преподавания этих конкретных предметов.
Читайте также: Сойти с ума: история затопленной психиатрической клиники
Кроме того, размер зарплат тоже был поводом для дискриминации. В мужской гимназии учитель проводил не менее 12 уроков и не более 24 уроков в неделю. В зависимости от стажа зарплата составляла от 750 рублей (при стаже до 5 лет) до 900 рублей (при стаже от 5 лет). Кроме того, имелась и доплата, размер которой тоже зависел от стажа. При стаже до 10 лет она составляла 90 рублей. Если стаж был от 10 лет, ее размер составлял 180 рублей. А при стаже свыше 15 лет она увеличивалась до 360 рублей. За дополнительные уроки сверх ставки также полагалась небольшая доплата, примерно на 10 рублей “сверху” за урок. Обычная стоимость составляла 60 рублей за занятие.
В женской гимназии стоимость одиночного урока составляла 45 рублей. Уроки рисования оценивались и того меньше – в 35 рублей. В дальнейшем зарплату немного подняли, но с 1912 по 1918 она не претерпела никаких изменений. Лишь произошло разделение по классам. Так, преподавательницы в подготовительном, а также с первого по третий классы получали по 50 рублей, с 4 по 7 классы – 60 рублей, а в восьмом – по 70 рублей. Мужчинам же за это время зарплату несколько раз повышали.
Как уже говорилось, руководство и преподавательский состав гимназий имел право пользоваться разнообразными “плюшками”. Одной из них было право получать чины за выслугу лет. При этом преподаватели женской гимназии должны были иметь право преподавать и в мужской, чтобы претендовать на получение чинов. Кроме выслуги лет необходимо было иметь грамоту от университета, подтверждающую право преподавать соответствующий учебный предмет.
Если эти два условия соблюдались, то можно было открывать соответствующий справочник и смотреть, какой титул вскоре будет Вашим. Итак, директор гимназии мог получить титул пятого класса, т.е. звание статского советника. Инспектор гимназии мог получить титул VI класса, т.е. коллежского советника. Преподаватели естественных наук имели право стать коллежскими асессорами. Учителя рисования и черчения, а также языков могли претендовать только на звание титулярного советника. Тем, кто уже имел чины, начиная с IX класса, предоставлялось право на личное дворянство. Оно распространялось и на супругу преподавателя. Для получения всех этих званий нужно было отправлять ходатайство попечителю учебного округа.
Еще одним способом выделить себя для преподавателя было право получить орден. Так, “доступными” были ордена святой Анны (3 степеней), святого Станислава (всех 3 степеней) и святого Владимира (всех 4 степеней). Также можно был получить медаль (особенно часто такое поощрение получали женщины). Третьим вариантом награды был ценный подарок.
Деньги могли выделяться также на командировку. Например, из Александровска несколько раз отправляли преподавателей на курсы народных учителей, на курсы учителей русского или украинского языков. По итогам командировку учитель обязан был отчитаться перед педагогическим советом.
В случае болезни или необходимости лечения преподаватель мог рассчитывать на дополнительные выплаты. Мог предоставляться и дополнительный отпуск или оплата пребывания в санатории. Все это было возможно, если попечительский совет утвердит соответствующее ходатайство.
Читайте также: Как отдыхали запорожцы на море 60 лет назад: зазывалы, платный парк и автотуризм
Была и еще одна льгота. Преподаватели имели право бесплатно обучать своих дочерей в гимназиях. Учитывая, что в бесплатную “квоту” тогда попасть было не так уж просто, это был существенный бонус.
Комментирование закрыто.